1. Определение.
Фактически – прародительница естественных наук. Учение о возможности превращения вещества, основанное, в отличие от науки как таковой, не на обретении нового знания, а на неукоснительном следовании изначальному знанию, считающемуся неполным. Не познавательный, а традиционалистический способ познания мира.
Алхимию можно рассматривать и как учение о возникновении вещей из элементов, а также как от их несовершенной формы прийти к совершенству.
Бытовое представление – искусственное изготовление благородных металлов, поиск физического бессмертия.

2. Цель.
Алхимическое учение считает, что все три царства: минеральное, растительное и животное – пострадали от «первородного греха» (в кавычках – поскольку понятие грехопадения здесь несколько отличается от библейского). Целью является избавление мира от негативных последствий этого «грехопадения» путем обретения Философского Камня (успеха Великого Делания). Фактически, цель – приведение реальности в первоначальное «божественное» состояние.
Кроме того, целью алхимических изысканий было обеспечение возможности избранным прийти к открытию фундаментальных законов Творения, которыми управляются все сферы реального мира.

3. Основная концепция.
В основе лежит закон единства материи. Материя едина, но принимает различные формы, комбинируясь сама с собой и производя бесчисленное множество новых тел. Первичная материя – хаос, или мировая субстанция – не есть определенное тело, но она обладает свойствами всех тел. Отсюда – возможность трансмутации (превращения) одного в другое.
«…Мировой дух содержится, подобно тонкой взвеси, в росе, воздухе, солнечных и лунных лучах, а также материи падающих звезд…»
«…То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И все это только для того, чтобы совершить чудо одно-единственное…»
«…Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного единственного, так стали эти вещи действительными, и действительными лишь путем упрощения…»

4. Основные начала (понятия).
Три понятия: философские Сера, Ртуть (Меркурий) и Соль. Отвлеченные понятия, применяемые для обозначения группы свойств различных элементов (проявления материи).
Элементы (состояния материи, качества, свойства): земля – вода – воздух – огонь. Позднее добавлен 5 элемент – квинтэссенция.

5. Метод.
Основным методом алхимии является аналогия. Практически вся деятельность алхимиков – это попытки воспроизвести в ограниченных рамках то, что изначально происходило в космическом масштабе, в процессе организации первозданного Хаоса под действием проникающего Света. Строгое соответствие между Вселенной в целом и лабораторными процессами – суть исследований. Это накладывало практически невыполнимые условия, ибо во внимание должно было быть принято ВСЕ: расположение планет, время года, магнетизм и т.п.

6. Истоки.
Алхимия фактически зародилась вместе с примитивной металлургией. От нее были взяты навыки обращения с огнем, идея возможности превращения одного в другое, передача секретов внутри узкой группы людей, т.е. отношение «наставник – ученик» и др. По времени – ранняя антика (обособление профессиональных социальных групп). При этом Homo divinans, человек магический предшествует Homo faber, человеку умелому, обладающему знаниями и навыками. Позднее происходит проникновение «чудотворной символики» закрытых профессиональных групп в религиозные обряды и оккультные учения.
Само изобретение (открытие) алхимического знания приписывают Гермесу Триждывеличайшему (Трисмегисту). Сведения о нем разнятся. По некоторым версиям – это не столько бог др. греков, сколько ученый житель Александрии Египетской. Также его соотносят с египетским богом Тотом или пророком Идрисом. Основной жизненный труд, давший миру собственно алхимию – Изумрудная Скрижаль.

7. Основное лабораторное оборудование.
Отмечается поразительное постоянство весьма незамысловатой технологии и техники алхимиков.
Основа лаборатории – алхимическая печь АТАНОР. Топливо – дрова или растительное масло. Уголь был под негласным запретом. Печь часто выполнялась в виде башни (шахтная). Внутри печи – реактор АЛЮДЕЛЬ (иначе – философское яйцо), в котором и осуществлялись превращения. Мог изготавливаться из глины, но есть сведения и о стеклянных / хрустальных сосудах. Если алхимик использовал для достижения своих целей «сухой путь», то реактор заменялся тиглем с полостью в форме креста – Crucible (фр.).
В качестве вспомогательного оборудования использовали перегонный куб («пеликан»), системы оптических отражателей (зеркал), хронометры (солнечный, водяной), а также всевозможные ступки, емкости для отработанных продуктов, клещи и т.п.
Замазка для печи / реактора называлась «Печатью Гермеса». Отсюда и пошел термин «герметическое закрытие» – непроницаемое.

8. Пути.
Для достижения цели алхимик мог двигаться по трем путям: по влажному, сухому или мгновенному.
Влажный путь – осуществление Делания в реторте (высиживание алюделя). Путь длительный, наиболее распространенный. Занимал не менее 40 дней непрерывного наблюдения (по некоторым данным – мог длиться и более). Для влажного пути наиболее характерно чередование меняющейся окраски реагента. Основные цвета Делания (принципиальных фаз) – черный, белый, красный. Есть тексты, указывающие, что до появления черного цвета должно пройти 40 дней, 7 месяцев до появления белой окраски и еще 5 месяцев – до финальной стадии (красного цвета).
Сухой путь занимал гораздо меньше времени, но был более опасен как в плане недостижения желаемого результата, так и по причине угрозы взрыва / отравления продуктами пиролиза. Осуществлялся в тигле. Продолжительность – 7 дней.
Кратчайший (мгновенный) путь. Для особо ленивых / самонадеянных. Теоретически, давал нужный результат практически мгновенно, но был связан со смертельным риском. Для осуществления требовалась сущая мелочь: попадание в реактор молнии во время грозы.

9. Отличительная особенность.
Наиболее яркой отличительной особенностью алхимии было стремление сочетать технические навыки с упованием на божественное озарение и тесной связью с мистикой. Поэтому молельня – обязательный атрибут любой мастерской. Если не было возможности выделить отдельное помещение, под молельню отдавался угол лаборатории. «…Алхимия позволяет нам достичь возвышенного, но… после тщательного и безжалостного перемалывания всего недостаточно зрелого, поскольку духу в принципе не предназначено возноситься прежде, чем он пройдет через все предназначенные для этого пути…»
Помимо вышеописанного, традиционная алхимия включала в себя и более тайную мистерию, разыгрываемую между алхимиком и его СПУТНИЦЕЙ, составлявшими вместе «божественную пару». Партнерша алхимика символизировала второе начало «Ртуть» в поисках истины. Традиционно она представлялась жрицей Луны, вооружалась луком, стрелы которого символизировали истинный духовный свет, и должна была вступить в бой против затмения светила.
Практическое значение спутницы – наблюдение за протеканием реакций, поскольку возможностей одного человека явно не хватало. «…Следует также иметь верного компаньона, нравом похожего на вас, способного подменить делателя у атанора. А лучше всего – найти жену, однако пол этот считается легкомысленным и следует опасаться его…»

10. Отправная точка.
Что же использовали в своих исследованиях алхимики в качестве отправной точки?
В некоторых рукописях упоминается «песок». Но нет никакой уверенности, что это слово обозначает именно песок, а не какое-нибудь иное вещество. Иногда (по мнению молвы) в качестве отправной точки использовалась кровь. В ряде случаев допускается, что это именно так. Однако подобные эксперименты быстро доводили до суда.
Известно, что отправная субстанция должна была содержать в себе два начала: мужское и женское. Т.е. вещество должно было включать в себя «Серу» и «Ртуть». Сера соответствовала огненному началу золота (венца творения), Ртуть олицетворяла летучее и одновременно металлическое начало.
Тем не менее, известны природные вещества, включающее в себя как серу, так и ртуть. Это – киноварь, а также серая сурьмяная руда. И действительно, именно киноварь (сходная с кровью по цвету) наиболее часто упоминается в алхимических трактатах. Однако идея трансмутации предполагает возможность использования в качестве основы любого вещества, так что конечный выбор был на усмотрении Делателя.
«…И хотя философская Ртуть совершенно летуча, под высушивающим воздействием мышьяковистой серы она обретает телесную форму, принимает вид твердой массы, черной, плотной, волокнистой, рыхлой, ломкой, так что из-за своей незначительной полезности делается низкой, гнусной и презренной в глазах людей…»

11. Связь с музыкой.
Алхимия является поразительным симбиозом самых разных проявлений человеческой деятельности. Однако в этом нет противоречия, поскольку основным было стремление учесть влияние ВСЕХ факторов на «объект исследования». Поэтому и музыка нашла свое место в алхимическом учении. Это подтверждается тем, что иногда саму алхимию называли «искусством музыки». Предполагалось, что звуки, если их надлежащим образом воспроизвести, позволяют получать в процессе Великого Делания необходимые материальные результаты. Существовала специальная музыка, которую необходимо было исполнять на разных стадиях процесса. Так находит свое объяснение присутствие музыкальных инструментов на алхимических рисунках и в списках «лабораторного оборудования». Кроме того, нотное письмо нередко использовали в качестве шифра или языка формул.

12. Связь с астрологией.
Оба искусства очень тесно связаны. Практически, одно не идет в отрыве от другого. Это объясняется тем, что предприятие (Большое Делание) необходимо было начинать в момент наиболее благоприятного расположения звезд, но и в высшей степени желательно следовать астрономическим циклам.
Вещества, используемые в процессе, должны были достичь своей астральной зрелости, иначе трудно было бы говорить об успехе. Влияние планет на элементы достигалось облучением вещества отраженным светом нужного светила. Поэтому зеркала и оптические системы были широко используемы.

13. Соответствие месяцам (Зодиаку).
Положительный результат процесса был немыслим без точного соответствия между лабораторными операциями и сменой сезонов. «…Сделайте так, чтобы первичная материя, пройдя через 4 сезона, завершила свое превращение осенью…». Отсюда – соответствие операций зодиакальным созвездиям.
Овен – кальцинация (прокаливание)
Телец – сгущение
Близнецы – фиксация
Рак – разложение
Лев – переваривание
Весы – сублимация (возгонка)
Скорпион – разделение субстанции
Стрелец – испепеление (обращение в порошок)
Козерог – ферментация
Водолей – преумножение
Рыбы – проекция (превращение в золото)

14. Цвета, символы.
Основные цвета: черный (ворон / череп), белый (лебедь), красный (феникс, лев). Однако допускалось и приветствовалось появление промежуточной окраски всех цветов радуги («павлиний хвост»). Правильное чередование окраски говорило, что алхимик на верном пути.
Так, стадии кальцинации должен был соответствовать лимонный цвет, растворению – зеленый, он должен был предшествовать черному – гниению (разложению), дистилляции или возгонке – белый, коагуляции (сгущению) – серебряный. Финальную стадию (проекцию) называли иначе просто «окрашиванием», подразумевая достижение красного цвета.
«… Чтобы приготовить эликсир мудрецов, возьми философской ртути и накаливай, пока не превратится в красного льва. Дигерируй этого льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости разной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени накроют реторту своим тусклым покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает собственный хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится, и приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови…»

15. Соответствие элементам.
Стадии также соответствовали земным металлам, которые должны сменять друг друга на пути последовательной трансмутации (превращения свинца в золото). Также этим металлам соответствовали планеты.
Свинец – Сатурн – кальцинация
Олово – Юпитер – сублимация
Железо – Марс – растворение
Медь – Венера – гниение (разложение)
Серебро – Луна – дистилляция
Ртуть – Меркурий – коагуляция (сгущение)
Золото – Солнце – проекция (превращение)